В России продолжаются экономические реформы, связанные с дерегулированием и реструктуризацией целых отраслей экономики. Происходит реструктуризация гигантских инфраструктурных промышленных холдингов, объявленных ранее естественными монополиями и находящихся до сих пор в тисках государственного регулирования.
Масштабные реформы требуют комплексных подходов к своему осуществлению. Успех долгосрочных (минимум 2-3 года) программ преобразований зависит от способности построить систему управления таким «мегапроектом». Реформы предусматривают «выращивание» новой системы отношений внутри реформируемой отрасли (часто в основном представленной предприятиями одной компании) и организацию новых типов взаимодействия с внешними субъектами (государственными органами, поставщиками и потребителями, гражданами и общественными организациями).
Опыт TechInvestLab.ru в реализации «мегапроектов» отраслевого реформирования позволяет выделить крупные направления работ, реализация которых необходима для успеха отраслевых реформ:
- Управление реформированием
- Формирование участников нового рынка.
- Создание новой модели регулирования и
саморегулирования.
- Создание торговой инфраструктуры.
- Создание финансовой инфраструктуры.
- Создание информационной инфраструктуры.
1. Управление реформированием
«Субъектом реформирования», в зависимости от отрасли, может быть министерство, государственная или частично приватизированная инфраструктурная компания-монополист. В отдельных случая лидером и проводником реформ может стать и частная компания, или же субъект реформирования должен быть создан в ходе самой реформы «с нуля». В любом случае необходимо проведение организационного редизайна основных участников реформы.
Для старта и последующей реализации самого процесса реформ необходима сплочённая команда единомышленников, готовых занять ключевые посты в отрасли и способных принять на себя ответственность за реализацию государственной политики. Подбор и формирование команды требуют навыков персональной работы с высшими менеджерами (коучинг) и менеджерами среднего звена (коучинг и профессиональный тренинг по специальным вопросам).
Принципиальное значение имеет внутренняя структура субъекта реформирования, разделение обязанностей между членами команды реформаторов. По нашему опыту, необходимо выделение как минимум трех уровней управления:
- центра стратегического планирования, осуществляющего
перспективное планирование и удержание «идеологической» составляющей реформы.
Часто центр стратегического планирования связан с управлением финансами
реформы. Центр стратегического планирования поддерживает координацию
многочисленных политических центров согласований интересов (часто в виде
межведомственных или ведомственных рабочих групп).
- центров управления тематическими проектами в отрасли
(создание тех или иных рынков, коррекция федерального и внутриотраслевого
законодательства, коррекция отраслевых производственных цепочек, изменение
отношений собственности – проведение слияний, поглощений, разделения
компаний);
- локальных штабов реформы, пронизывающих всю структуру отрасли и тесно связанных с центральным стратегическим и тематическим управлением реформой.
Управляющая проектами команда должна также иметь инструменты работы с географически распределёнными участниками либерализуемой отрасли. Совместная работа над мегапроектом требует использования как гуманитарных, так и информационных технологий – прежде всего организации групповой работы и распределённого управления проектами. Управление знаниями, поддержанное современными компьютерными и интернет-технологиями, требует затрат на внедрение и начальное информационное наполнение, но позволяет добиваться существенной экономии за счет обеспечения координации работы множества людей, вооружённых общим пониманием целей работы и общим набором инструментов для их достижения.
Важны и другие методы, применяющиеся в управлении изменениями: регулярно проводимые рабочие группы и совещания с участием представителей регионов, организация представительства центров управления реформой, проводимые «большие» мероприятия «активного типа», использование техник управления отношениями с общественностью в продвижении идей реформирования внутри отрасли.
Нужно особо отметить, что одной из целей ставится организованного перехода от централизованного планирования и управления процессом реформ к распределенному рыночному принятию решений по развитию отрасли в постреформенный период.
2. Формирование участников нового рынка
Во многих нуждающихся в реструктуризации отраслях промышленности успешное проведение реформ требует реструктуризации компаний отрасли. Целями реструктуризации, среди прочего, могут быть:
- Демонополизация;
- Разделение видов деятельности с целью освобождения от
регулирования;
- Подготовка к завершению приватизации;
- Увеличение инвестиционной привлекательности и
привлечение инвестиций;
- Создание достаточного числа участников для обеспечения начальной конкуренции на создающихся рынках.
При проведении реструктуризации компаний безусловно должны быть обеспечены площадки и технологии согласования:
- Интересов федеральной власти,
- прав акционеров и кредиторов компаний и их интересов,
- интересов региональных и местных властей,
- интересов текущего менеджмента.
Требуется также использование специальных технологий управления социальными рисками, ориентированных на соблюдение интересов
- Населения, как работников отрасли (взаимодействие с
отраслевыми профсоюзами – например, использование специальных «бесконфликтных»
техник массовых сокращений персонала)
- населения, зависящего от компаний как от поставщиков продуктов или услуг.
Эти необходимые условия требуют создания технологизированных проектных команд, опирающихся на квалифицированную юридическую и аналитическую поддержку и способных на реализацию сложных корпоративных действий (слияния, поглощения, разделения, эмиссии), поддерживаемых квалифицированными программами IR (investor relations, отношения с акционерами), HR (human resources, работа с персоналом компаний), PR (public relations, интенсивная публичная и частная бесконфликтная коммуникация между всеми заинтересованными группами), GR (government relations, отношения с властями).
Отдельным направлением работы по формированию участников рынка является открытие рынка для новых участников, допуск в ранее зарегулированную сферу новых технологий, недопущение формирования средневековой «цеховой» организации на новых рынках, монополизацию вновь создающегося рынка новыми «холдингами», создающимися административными методами на базе уже имеющихся предприятий отрасли.
Особо нужно отметить роль «пилотных проектов», заключающихся в проведении полного цикла внутриорганизационных преобразований (включая необходимые слияния и поглощения, изменения в бизнес-процессах, обновление персонала и т.д.) для некоторых предприятий и их групп – с последующим обобщением полученного опыта и распространением его на другие предприятия и регионы.
3. Создание модели регулирования и саморегулирования
При реформировании отрасли необходимо содействовать формированию в ней институтов рыночного саморегулирования – отраслевых ассоциаций, союзов, консорциумов по стандартизации, и иных форм самоорганизации участников.
Такие рыночные институты, сформированные без участия государства, могут взять на себя выработку стандартов и правил деятельности, обеспечение работы третейских судов, создание добровольных (или обязательных для их членов) систем контроля качества продуктов и услуг, аккредитацию органов сертификации, испытательных лабораторий.
Необходимо формирование нового разделения обязанностей между государственными органами, осуществляющими надзор и контроль в отрасли, и институтами саморегулирования. Необходимо достичь согласия с регуляторами по вопросам лицензирования и сертификации в отрасли, иным формам государственного вмешательства в деятельность субъектов рынка и в функционирование самого рынка. В рамках работы с государственным органами необходимо:
- Формирование межведомственной рабочей группы по
регулированию отрасли с участием представителей министерств и ведомств, и
компаний отрасли.
- Проведение совещаний и семинаров для выработки новой
модели регулирования отрасли.
- Фиксация разделения полномочий (прежде всего по
лицензированию и сертификации и связанным с ними формам надзора и контроля)
между государственными регулирующими органами и институтами саморегулирования.
- Определение начального состава необходимых
регулирующих документов – законодательных инициатив и подзаконных актов,
закрепляющих новую модель регулирования (включая технические регламенты,
добровольные стандарты, положения о системах сертификации и пр.).
- Формирование рабочих групп и технологических
консорциумов (консорциумов по стандартизации) для разработки необходимых
регулирующих документов.
- Формирование системы надзора и контроля за соблюдением выбранного варианта сочетания регулирования и саморегулирования.
4. Создание торговой инфраструктуры
Основной целью текущего этапа российских экономических реформ является запуск рыночных механизмов ценообразования в инфраструктурных отраслях. Рыночные цены должны заменить регулируемые тарифы и стать тем набором индикаторов, на которые ориентируются потребители при выборе поставщиков, а также инвесторы при принятии решений об инвестициях в развитие отрасли. При выборе стратегии дерегулирования целесообразно предварительное создание модели рынка, суммирующей основные черты отрасли по завершении реформ.
В рамках различных отраслей и подотраслей могут существовать модели разной степени рыночности – от свободного ценообразования до строго регламентированных правил торговли. Есть рынки, на которых государство оказывается непосредственным участником (права на недра, частотные диапазоны), что требует разработки специальных условий их функционирования. Есть рынки, на которых торговля происходит по очень специфическим правилам (торговля пропускной способностью в электрических и газовых сетях). Выбор оптимальной модели, наименее ограничивающей свободу хозяйственной деятельности участников рынка, является предметом тщательного рассмотрения в рамках системы регулирования и саморегулирования отрасли.
Некоторые рынки не требуют (да и не позволяют) существования организованных торговых площадок, в то время как в других секторах организация торговли позволяет достичь существенной экономии. В условиях рыночной конкуренции сам сервис по организации рынка является конкурентным, и при создании модели рынка необходимо учитывать возможность возникновения на рынке разнообразных конкурирующих организаторов торгов: классических биржевых организаций, аукционных домов, современных B2B (business-to-business, бизнес-для-бизнеса) торговых площадок, тендерных площадок. Как правило, все современные организаторы торгов используют современные интернет-технологии.
Создание торговой инфраструктуры требует, среди прочего:
- Разработки образцов регламентов и правил для работы
торговых площадок.
- Разработки принципов связи торговых площадок с
органами саморегулирования (формирование наблюдательных советов площадок,
использование третейских судов).
- Разработки принципов и моделей связи торговых
площадок с финансовой инфраструктурой для обеспечения гарантированных расчётов
и исполнения и страхования сделок.
- Разработки принципов и моделей связи торговых площадок с информационной инфраструктурой для обеспечения прозрачности рынка.
Во многих отраслях, кроме основного рынка производимых товаров и услуг, требуется также обращать внимание на создание отдельных обеспечивающих рынков (сырья, оборудования и комплектующих, услуг по монтажу, обслуживанию, ремонту и техническому перевооружению). В некоторых отраслях приходится решать непростые вопросы создания локальных изолированных рынков (в основном на востоке и севере России).
5. Создание финансовой инфраструктуры
Для успешного реформирования и функционирования новых рынков необходимо обеспечить доверие к организациям отрасли и к связывающей их инфраструктуре со стороны компаний финансового сектора: инвестиционных и коммерческих банков, страховых компаний.
Привлечение в отрасль финансовых компаний является необходимым условием создания системы расчётов на возникающем рынке. Компаний, ориентированные на работу в условиях регулируемых тарифов и административного принуждения, с трудом переходят на свободные контрактные отношения. В этих условиях рынок нуждается в системе гарантирования платежей и встречной поставки товаров или услуг, предпочтительно работающей на принципах гарантирования «поставки против платежа». Такая система создаётся координированными усилиями банков, небанковских кредитных организаций, клиринговых организаций и страховых компаний.
В рамках привлечения финансовой инфраструктуры для обслуживания создаваемых рынков и его участников необходимы:
- Формирование рабочих групп по привлечению инвестиций
в отрасль, по обеспечению расчётных и кредитных потребностей компаний отрасли,
по страхованию, с привлечением соответствующих профессионалов финансового
рынка и компаний отрасли.
- Разработка и принятие методических рекомендаций и
стандартов по внедрению в отрасль финансовых услуг (принципов оценки риска,
бизнес-планирования, составления инвестиционных меморандумов и пр.).
- Перенос на финансовую инфраструктуру части функций
регулирования и саморегулирования (введение обязательного или альтернативного
страхования в отрасли, использование информационного регулирования вместо
административных методов лицензирования и обязательной сертификации).
- Помощь в организации и запуске «пилотных» проектов,
показывающих привлекательность нового рынка.
- Формирование в отрасли позитивного отношения к информационной «прозрачности» для инвесторов и кредиторов.
6. Создание информационной инфраструктуры
Информационная инфраструктура отрасли должна формироваться как опора механизмов отраслевого саморегулирования, торговой инфраструктуры (торговых площадок), финансовой инфраструктуры.
Необходимые работы включают формирование, поддержку, аккредитацию аналитических служб, информационных агентств, специализированных изданий. Необходимо предложить отрасли начальные варианты стандартов информационного обмена между предприятиями, заказчиками, информационно-аналитическими службами, организаторами торговли.
Роль информационной инфраструктуры будет особенно высока при разработке необходимого отрасли законодательства и иных документов регулирования и саморегулирования (стандартов, регламентов, правил).
Развитая информационная инфраструктура позволит создать в отрасли атмосферу деловой прозрачности и будет содействовать повышению инвестиционной привлекательности компаний. В таких условиях компаниям и саморегулируемым организациям будет легко вести на равных диалог с государственными регулирующими органами и защищать статус дерегулированной сферы, свободной от прямого административного вмешательства.
* * *
Компания TechInvestLab.ru обладает уникальной компетенцией и практическим опытом для организации и выполнения комплексных консультационных проектов, связанных с описанными выше масштабными программами долгосрочных отраслевых преобразований. Мы принимали непосредственное участие в программах реформирования рынка ценных бумаг, банковской сферы, электроэнергетики, телекоммуникаций и связи, в реформе государственного управления. Разработанные нами для различных заказчиков проекты и рыночные модели затрагивают, кроме перечисленного, железнодорожный транспорт, коммунальное и дорожное хозяйство, страхование, техническое регулирование. Наши консультанты владеют гуманитарными и информационными технологиями, обладают глубокими знаниями в экономике, корпоративных финансах, теории и практике организационного менеджмента, PR, имеют большой опыт многолетней совместной работы (консалтинговая практика в области рыночных реформ с 1990г.).
(495) 748-53-88
Президент: Анатолий Левенчук
Вице-президент: Виктор Агроскин